Палочки Кюизенера для развития ребенка

Содержание

Цветные счетные палочки Кюизенера. Математика – это интересно!

Палочки Кюизенера для развития ребенка

Вот уже целых четыре месяца я со своей младшей дочкой Аней играю c цветными счетными палочками Кюизенера.

И опять полный восторг. Отечественная компания «Корвет» не подвела и на этот раз. Я уже подробно рассказывала о чудо-кубиках «Сложи узор» и логических блоках Дьенеша. Пришло время рассказать о цветных счетных палочках Кюизенера.

Палочки Кюизенера

Математика имеет задачей не обучение исчислению, но обучение приемам человеческой мысли при исчислении.

Лев Толстой

Как говорится, все гениальное просто. Это как раз про счетные палочки Кюизенера. Настолько проста и понятна эта игра, но какие важные, сложные и абстрактные математические представления она формирует у юных игроков.

Число и его состав, натуральный ряд чисел, величина, порядок, отношение, операции над числами, пространство. Со всеми этими понятиями ребенок знакомится абсолютно естественным образом — играя с цветными счетными палочками Кюизенера.

У моей дочки Ани палочки вызывают полный восторг. Да и разве может быть по-другому? Ведь у нее в коробочке лежит настоящий клад — целых 116 палочек разных цветов и размеров

Источник: https://parentbook.ru/palochki-kyuizenera/

Палочки Кюизенера: схемы и рекомендации по использованию

Палочки Кюизенера для развития ребенка

Продумывая, какие дидактически пособия использовать для развития ребенка, многие родители останавливают выбор на палочках Кюизенера. Разнообразные схемы игры которых помогают подготовить малыша к изучению математики. Применять их можно для детей различных возрастов, выбирая подходящие задания.

Цель и задачи методики

Палочки Кюизенера появились благодаря труду бельгийского педагога, придумавшего специальные цветные брусочки – с их помощью стало возможно обучать детей основным математическим действиям в наглядной игровой форме. Это и есть главная цель методики. Задачи ее многогранны:

  • обучение числам в процессе игры;
  • развитие представлений о счете и цвете;
  • формирование устойчивого интереса к математике как науке;
  • развитие логики, мышления, умения действовать нестандартно;
  • объяснение малышу базовых арифметических действий – сложения и вычитания.

Дополнительное преимущество набора – возможность предложить детям большое число заданий и упражнений, поэтому скучать им не придется. В игровой форме ребенок получит представление о таких сложных понятиях, как соотношение цифры и числа, длина, направления (верх и низ, лево и право).

Описание набора

Палочки Кюизенера представляют собой дидактический набор, состоящий из брусочков, окрашенных в 10 различных цветов и имеющих размер от 1 см до 10 см. Общее количество брусочков, входящий в набор, может быть различным:

  • в наиболее простом варианте их всего 116.
  • «классический» набор включает в себя 241 палочку.

Чтобы иметь возможность предложить малышу огромное количество игр, следует выбрать набор с большим числом брусочков.

История методики

Цветные палочки для счета появились благодаря трудам Джорджа Кюизенера, чьим именем и названа методика.

Этот бельгийский педагог работал с учениками начальной школы и заметил, что многие из них испытывают трудности при знакомстве с арифметическими действиями, не понимают, как их производить.

Он пришел к мысли, что помочь в решении этих проблем может наглядное дидактическое пособие, позволяющее представить абстрактный материал в конкретной форме. Так и появились палочки Кюизенера, которые стали использовать даже в работе с дошкольниками.

Педагог предложил не просто применять пособие, но и активно обращаться к игре, чтобы процесс обучения проходил легко и весело, а малыши занимались с удовольствием. Во многом в своей концепции Кюизенер опирался на работы Марии Монтессори и Фридриха Фребеля.

Результатом трудов педагога стали не только палочки, но и подробные рекомендации по их использованию – схемы.

Описаны они в книге «Числа и цвета», представляют собой комплекс упражнений и игр, выполняя которые, ребенок с головой погружается в увлекательный мир математики, получает и базовые умения, и удовольствие.

Работать рекомендуется сначала под чутким руководством родителей, а потом – самостоятельно.

Лучший возраст

На инструкции к палочкам указано, что заниматься с ними следует детям от трех лет, но под присмотром взрослых первые задания малыши могут выполнить и в 2–2,5 годика. Наиболее востребованной методика становится в старшей группе детского сада, когда полным ходом идет подготовка детей к школе.

Специалисты отмечают, что играть с палочками можно, конечно, и в более раннем возрасте (от года), но в этом случае математическое пособие становится всего-навсего игровым материалом, причем довольно опасным из-за обилия мелких деталей.

Поэтому лучше всего отложить его до более подходящего возраста, а пока предложить ребенку безопасные кубики и пирамидки.

Правила работы

Чтобы игры с палочками Кюизенера принесли максимальный результат, следует подобрать задание с учетом возраста крохи и его индивидуальных способностей. Вариантов может быть несколько.

  • Самые младшие (2,5-3 года) лучше всего раскладывают палочки, пытаются систематизировать их по цветам. Задание можно усложнить, предложив ребенку разложить брусочки в определенной последовательности (например, синий, красный, черный). Это поможет также вспомнить цвета.
  • Еще в 2-3 года ребенок без проблем сможет сложить аккуратную дорожку, используя палочки разных цветов.
  • Постепенно можно переходить к работе с размерами, показать ребенку на наглядном примере, что такое «больше» и «меньше». Мама предлагает ребенку обнаружить среди множества такую же палочку, как и у нее в руке.
  • Не менее интересна для детей и возможность сложить рисунок, используя в качестве примера готовую схему. Сначала малыши полностью повторяют образец, затем родитель предлагает им усложнить задание, несколько изменив узор, добавив в него что-то свое. Таким образом, цветные палочки становятся своеобразной мозаикой, которая отлично развивает мелкую моторику, фантазию и внимательность.
  • Детям 4-5 лет можно предложить выстроить из брусочков лесенку, посчитать, какое количество маленьких палочек может уместиться в одной большой. Интересно им будет обнаружить самую маленькую или самую большую из них.

Использование палочек следует совмещать с другими развивающими играми, не принуждать ребенка сидеть и заниматься, а ориентироваться на его способности и желание – только так подготовка к школьному изучению математики будет проходить с пользой и удовольствием.

Плюсы тренировки

Работа с дидактическими палочками приносит немало положительных моментов:

  • помогает развивать мелкую моторику.
  • способствует формированию мышления и интеллекта малыша.
  • стимулирует его творческое начало, ведь чтобы придумать и сложить узор, потребуется активизировать воображение.
  • учит ребенка сосредотачиваться, что очень полезно для старшего дошкольника, которому вскоре предстоит постоянно концентрировать внимание на словах учителя.

Несмотря на большое количество плюсов, следует отметить, что методика узкоспециализированная – она направлена исключительно на развитие математических умений, поэтому обязательно дополнять ее развивающими играми иной направленности.

Лучшие упражнения

Есть множество упражнений, которые можно выполнять, используя цветные палочки. Познакомимся с некоторыми из них.

Составление лестницы

Играть можно с малышами 3-4 лет. Мама рассыпает перед ними набор из цветных палочек, их должно быть 10. Задача ребенка – сложить из них лестницу, разместив брусочки от самого маленького к самому большому.

Далее задача усложняется: на столе уже 20 палочек (каждого размера по 2 штуки), ребенок должен составить двойную лестницу. Когда упражнение станет получаться, можно предложить ребенку сложить из палочек квадрат.

Для этого самую большую палочку складывают к самой маленькой, потом – палочку чуть большего размера – к бруску чуть меньшего размера и так далее.

В итоге должен выйти правильный четырехугольник, а ребенок получит представление о том, что из частей можно составить целое.

Построение дома

Цветные палочки можно использовать и для занятий по конструированию, предложив детям построить домик: сначала – для большой куклы, потом – для маленькой. Это поможет и развитию мелкой моторики, и пониманию размеров.

Не стоит ограничивать детскую фантазию, малыши могут возводить дома для кукол так, как удобно именно им – расставляя бруски горизонтально и вертикально. Но если допущена ошибка (например, дом для большой куклы получился явно меньше, чем домик для маленькой), то на нее надо деликатно указать и помочь исправить.

Такое занятие по силам малышам в 3-4 годика. Родитель может помочь ребенку сделать вывод: чем больше палочек использовалось, тем больше получился дом.

Кроватка для мышат

Взрослый должен заранее подготовить две небольшие фигурки мышек (или любых других зверей), причем одна из них должна быть ощутимо толще второй.

После этого он предлагает ребенку из палочек сделать для них кроватки.

Задача малыша – понять, что для толстой мышки требуется большая кровать, а для тонкой – поменьше, взрослый в процесс творчества не вмешивается, но помогает не допустить ошибки.

Далее делается вывод – чем длиннее палочка, тем шире кроватка.

Составление квадрата

Для работы потребуется большой набор палочек и помощь родителя. Задача ребенка – сложить квадрат. Сначала он совмещает четыре самые маленькие палочки, «единички», они становятся центром. Потом четыре палочки побольше помещаются на верх и низ квадрата, влево и вправо. Аналогичным образом складывается следующий ряд. В итоге должен получиться большой квадрат.

Задание можно усложнить, предложив ребенку сложить лабиринт:

  1. сначала малыш использует готовую схему, которую зарисовал родитель;
  2. постепенно переходит к собственному творчеству.

Оптимальный возраст для такого упражнения – 4 -5 лет.

Состав восьмерки

Когда дети уже познакомились со счетом, можно выполнить с ними задание, которое поможет подготовиться к восприятию арифметических действий.

  1. Взрослый достает из набора палочку-восьмерку. Предлагает ребенку найти палочки-единички в таком количестве, чтобы они расположились на «восьмерке» (соответственно, их потребуется восемь штук). Ребенок по одной достает самые маленькие палочки и прикладывает их к восьмерке. Делается вывод, что в одной длинной палочке содержится восемь маленьких.
  2. Теперь дошкольнику предлагается составить восьмерку из других палочек, например, 5 и 3. Следует найти как можно больше комбинаций.

После этого делается вывод, что одна длинная палочка включает в себя две более мелкие различной длины. Например, восемь – это пять и три.

Горизонтально и вертикально

Это задание поможет малышам разобраться в положении тел в пространстве. Сначала взрослый объясняет, что такое горизонт, потом говорит, что если положить палочку, то она будет горизонтальна. А если поставить, то она займет вертикальное положение.

После теоретической части следует предложить ребенку закрепить знания на практике, разместив цветные брусочки вертикально или горизонтально. Далее задание усложняется – от ребенка требуется определить, как располагают в пространстве дерево и поезд, и соответствующим образом разместить дидактический материал.

Занятия с палочками Кюизенера – отличный способ подготовить ребенка к школе, сформировать у него важнейшие навыки, способность фантазировать, разбираться в цветах и размерах. Схемы отличаются разнообразием, поэтому ребенок имеет возможность создавать новый узор хоть каждый день. Нередко такая работа приходится по душе усидчивым детям, которым нравятся всевозможные мозаики и паззлы.

Источник: https://Razvivashka.online/metodiki/palochki-kyuizenera

Палочки Кюизенера: описание методики, схемы, фото и видео

Палочки Кюизенера для развития ребенка

Обучение — сложный и длительный процесс, споры о том, когда его начинать, ведутся уже многие десятилетия.

Некоторые родители считают, что не стоит торопиться и «лишать детей детства», другие же убеждены, что раннее интеллектуальное развитие ребёнка — гарантия его успешности в будущем.

И компромиссом можно считать игровую форму обучения, когда малыш как бы развлекается, но получает при этом какие-то знания. Самыми элементарными можно считать навыки счёта, учить которому удобно и легко по пособию «Палочки Кюизенера». Рассмотрим особенности этой методики.

Немного истории

Пособие привлекает детей не только многофункциональностью, но и яркостью оформления

Математическое пособие (1952 год) бельгийского математика Джорджа Кюизенера основывается на наглядно-тактильном освоении понятий абстракции, таких как множество, упорядоченность и идентичность.

Кстати, популяризацией пособия мы обязаны коллеге Кюизенера — французскому математику и философу Калебу Гатеньо, который начал использовать пособие «числа в цвете» («счётные палочки», «цветные линеечки», «цветные палочки», «палочки Кюизенера») при изучении математики и языка.

Цель и суть методики Кюизенера

Раскладывая и перекладывая палочки, а также выполняя несложные действия, малыши учатся считать

. Автор популярной нынче методики раннего развития ребёнка Сессиль Лупан в своей книге «Поверь в своё дитя» писала: «Помните, что успехи, достигнутые ребёнком в какой-либо одной области знаний, помогают развитию всех способностей в целом, и это поможет ему позже успешно овладевать и другими дисциплинами».

Счётные палочки позволяют ребёнку не только развивать абстрактное мышление, но и вычленять логические связи в умозрительных понятиях. Что касается конкретных практических целей, то среди них наиболее значимыми являются

  • формирование понятий конкретизации счёта и вычислений в виде числа;
  • понимание системы «больше-меньше»;
  • отработка навыка деления и измерения, прибавления и убавления;
  • усвоения сути понятий «равный», «правый», «левый», «середина» и т.д.;
  • развитие креативности, умений моделировать и конструировать;
  • формирование активности познавательного характера и наглядно-действенного способа мышления, а также всех видов внимания и детального восприятия окружающей действительности;
  • улучшение мелкой моторики.

Возраст для начала проведения «уроков» определяется индивидуально, что связано с разными темпами развития малыша. Но средним возрастом для начала обучения в психолого-педагогической литературе называется 3 года. Между тем некоторые методисты по обучению малышей допускают, что своеобразные уроки с линеечками можно начинать проводить уже с 1 года.

набора

Цвета палочек семейства кратного 3 могут варьироваться

Параллелепипеды размером от 1 см до 10 см, которые различаются по цвету и выполнены из пластика или дерева, бумажные шаблоны цифр и арифметических действий для вырезания, а также методичка с основными этапами и приёмами работы — это материальная база пособия Кюизенера. Разные брусочки позволяют обозначить числа (с помощью длины линеечек), а также указать классы чисел (цветами, соответствующими каждому номиналу палочек).

  • Чем длиннее, тем больше число. Так, например, палочка-единица всего 1 см, а палочка-десятка — 10 см. Несложно догадаться, что каждый сантиметр прибавляет единицу к числу.
  • Палочки 5 семейств кратных чисел, где единицы группы сходны оттенками. Линеечка-двойка красного цвета, четвёрка коричневого, а восьмёрка вишнёвого представляют семейство чисел кратных 2. Числа, которые делятся на 3, обозначены светло-зелёным, тёмно-зелёным и синим цветами, что соответствует 3, 6 и 9. Для 5 и 10 выбраны жёлтый и оранжевый цвета, а для единицы белый. 7 выполнена в чёрном цвете. Таким образом, мы имеем 5 семейств: «красное», «зелёное», «жёлтое», «белое» и «чёрное».

Всего в классическом наборе 241 палочка (для дошколят можно найти упрощённые варианты по 144 или 119 линеечек), причём в строгом соотношении цвета и количества. При этом «зелёное» семейство в некоторых наборах представлено не оттенками зелёного, а голубым и фиолетовым и называется «синей» группой. А в «красном» классе вместо красного — розовый.

Палочки своими руками

Быстрее и проще изготовить палочки из цветного картона

С приходом интернета в нашу жизнь стало совершенно необязательно покупать те или иные понравившиеся вещи, ведь можно найти руководство к изготовлению своими руками. Вот и методическое пособие Кюизенера можно создать самостоятельно, ещё и в нескольких вариантах:

  • из деревянного бруска (этот способ позволит полностью повторить не только длину и ширину линеечек, но и объём, правда, руки мастера должны быть и в правду золотые, а терпение железным);
  • из цветного картона (версия попроще, но ни чуть не менее эффективная).

Итак, по указанным в таблице размерам вырезаются (или выпиливаются) палочки. Если изготавливаете из дерева, то обязательно нужно заготовки покрасить акриловой краской нужного цвета. При работе с картоном всё проще.

Кстати, некоторые опытные родители рекомендуют на каждой палочке написать число, которой она соответствует: так, мол, детишки быстрее запоминают зрительный образ цифр — что ж, такая доработка имеет место быть. Как и крепление к палочкам магнитов для занятий на магнитной доске. Важно только заранее позаботиться о хранилище для пособия.

Идеальным вариантом будет коробка с ячейками для линеечек каждого цвета. При этом сам процесс раскладывания палочек будет работать на воспитание самодисциплины у вашего карапуза.

Сходства и отличия с методикой Дьенеша

Палочки Кюизенера и блоки Дьенеша имеют как методические сходства, так и отличия

Венгерский учёный-теоретик Золтан Дьенеш в 60-е годы ХХ века придумал методику, которую многие родители до сих пор считают аналогичной кюизенеровской. Однако, это не совсем так. Во-первых, блоков (а именно так называется пособие – «Блоки Дьенеша») всего 48. Причём они отличаются не по двум признакам, как палочки, а по 4:

  • цвету (красные, жёлтые, синие);
  • форме (круги, прямоугольники, квадраты, треугольники);
  • размеру (большие, маленькие);
  • толщине (толстые и тонкие).

Во-вторых, это открывает более широкие возможности классифицировать предметы по тем или иным признакам. Например, «большой-маленький», «толстый-тонкий» или «не такой. А также дети учатся обобщать и сравнивать. Если говорить на бытовом уровне, то палочки Кюизенера больше направлены в математику, то есть в конкретику, а блоки Дьенеша — в общее интеллектуальное развитие, то есть в обобщение.

Как работать с палочками Кюизенера

Для начала ребёнка нужно познакомить с самими палочками, складывая их по размерам и цветам

Занятия с цветными линеечками проходят в 2 этапа.

  • На стадии игры ребёнок знакомится с материалом. Это помогает тренировать зрительное восприятие, а также мелкую моторику. Занятия напоминают игру с кубиками или мозаикой, то есть карапуз выкладывает какие-то фигурки, строит башни или лесенки.
  • На стадии обучения малыш через свои органы чувств формирует понятие состава числа и последовательности чисел. Этому способствуют упражнения, направленные на установление последовательности расположения линеечек по какому-то признаку (например, длине или цвету) и выполнение простых арифметических задач на сложение, вычитание и т.д.

Упражнения на первом этапе

Одно из упражнений — складывание разного размера снежинок из палочек

Игровую стадию работы с цветными линеечками можно начинать с годовалого возраста. Задания, которые можно выполнять в этот период времени носят ознакомительный характер.

  • Простое рассматривание.

Источник: https://paidagogos.com/?p=17731

Палочки Кюизенера: описание методики, цели и задачи

Палочки Кюизенера для развития ребенка

Обучение детей – это обязанность в первую очередь родителей. Именно они должны дать малышу основы восприятия окружающего мира, научить элементарным вещам, которые соответствуют его возрасту.

Ни в коем случае не стоит перекладывать эту обязанность на детские сады или школы. Конечно, это задача непростая. Но, приложив определенные усилия, каждый родитель сможет помочь своему ребенку качественно развиваться, пробудить его интерес к получению новых знаний.

Что может помочь родителям справиться с этим заданием? Специально предназначенные для этих целей обучающие пособия. Например, большой популярностью пользуются палочки Кюизенера.

Что представляет собой данное обучающее пособие? В данной статье рассмотрим, как используют палочки Кюизенера, описание методики, варианты игр. Будьте внимательны.

Что представляет собой данный набор? Он состоит из ряда счетных палочек. Они различаются по цветам и по размеру. Существует десять цветов и десять типов длины (от одного сантиметра до десяти). Такая комплектация не является случайной. Обучающую схему достаточно долго разрабатывали.

В сущности, она является отлично продуманным математическим множеством. Каждый цвет и размер соответствует конкретному числу. Оттенок палочек не случаен. Все они распределены по так называемым семействам, которые включают числа кратные двум, трем или пяти.

Это также помогает эффективнее обучать малыша счету.

Методика использования

Рассматриваемый способ позволяет в игровой форме заранее развить у ребенка интерес к математике и способности к этому предмету.

Дети с легкостью понимают сам механизм счета и начинают использовать новоприобретенные знания на практике, проследив незамысловатую логическую цепочку, которую наглядно иллюстрируют палочки Кюизенера. Методика работы предусматривает использование наглядных пособий в качестве основного обучающего фактора.

Можно самостоятельно разработать схему игры с ребенком, приобрести соответствующие пособия или найти сценарии в Интернете. Ниже в данной статье будут рассмотрены некоторые варианты.

Как сделать палочки Кюизенера своими руками

Всего в наборе 241 палочка. В упаковке, которую вы можете приобрести в магазине, вы найдете объемные палочки. Но процесс их изготовления достаточно трудоемкий. Для домашнего использования вполне подойдут плоские палочки Кюизенера. Своими руками изготовить их гораздо проще.

Например, для первых развивающих игр можно сделать поменьше палочек (например, по пять штук каждого цвета). Что для этого понадобится? Проще всего изготовить палочки Кюизенера своими руками из картона. Их размеры колеблются от одного до десяти сантиметров. Необходимо просто правильным образом расчертить лист картона и вырезать палочки.

Многие рекомендуют для начала сделать их в несколько большем масштабе, например, в два раза крупнее.

Игровые задачи

Какие цели преследует использование палочек Кюизенера? Описание методики, цели и задачи данной обучающей программы подразумевают эффективное формирование у ребенка понятия последовательности чисел, их состава, а также сравнения чисел по возрастанию или убыванию, сравнения размера и длины. Как видите, данный набор многофункционален. Он способствует развитию в ребенке творческого потенциала, воображения, мелкой моторики, внимания, фантазии, восприятия, познавательной активности, а также конструкторских способностей.

Во что играть

Для начала важно познакомить ребенка с новой игрушкой. Пускай рассмотрит и потрогает все палочки. А вы параллельно рассказывайте ему о них (их цвете, размере).

А потом можно давать ребенку некоторые из следующих задач:

  • Возьми в левую руку как можно больше разных палочек, а в правую – поменьше.
  • Выкладывайте из палочек разнообразные предметы, здания, фигурки.
  • Составьте лесенку от меньшей палочки до самой большой.
  • Сложите ту же лесенку сами, но пропустите несколько ступенек. Пусть малыш сам заполнит пропуски.
  • Сгруппируйте все палочки по оттенкам.
  • Возьмите одну палочку и попросите ребенка взять другую такого же цвета и назвать его.
  • Возьмите в руки несколько палочек. Попросите малыша взять себе столько же, сколько и у вас.
  • Разложить палочки разных цветов одну за другой. Повторить несколько раз в той же, а затем в другой последовательности.
  • Сложите рядом три палочки одного цвета, а с другой стороны – четыре штуки такого же оттенка. После этого попросите ребенка сказать, какая из фигур уже, а какая шире.
  • Попросите малыша взять в руку два палочки, которые отличаются от той, что вы держите в руках.
  • Постройте пирамидку. Задавайте ребенку вопросы о ее составляющих. Например, какая палочка расположена в самом верху? А в самом низу? Какая лежит выше: желтая или красная? Какая расположена между розовой и желтой? Какая палочка короче, а какая – длиннее?
  • Пусть малыш возьмет в руки несколько палочек. Попросите его посчитать, сколько их оказалось у него в руке.
  • Какие палочки вместе смогут составить одну красную?
  • Положите перед ребенком белую палочку. Спросите, какую нужно к ней добавить, чтобы по длине вместе они равнялись красной.
  • Попросите малыша разными способами составить число пять из палочек.
  • Спросите, насколько голубая палочка больше (длиннее), чем розовая?
  • Попросите ребенка сделать поезд из красной и голубой палочки. А потом попросите из белых палочек составить другой поезд, который был бы длиннее данного на один вагон.
  • Спросите, сколько в оранжевой палочке можно уместить розовых?
  • Вместе составьте из палочек все числа в диапазон от одиннадцати до двадцати.
  • Постройте простую геометрическую фигуру. Попросите ребенка ее повторить, а позже – сделать это по памяти.
  • Давайте малышу инструкции о том, как следует выложить палочки (по цветам и расположению). Например, попросите ребенка взять синюю палочку, слева положи красную, сверху желтую и так далее.
  • Возьмите большой чистый лист бумаги. Напишите на нем отдельные буквы и простые геометрические фигуры. Позже попросите ребенка взять синюю палочку и положить ее в треугольник или рядом с буквой “О”.

Такие простые задания помогут малышу в игровой форме научиться считать, разовьют пространственное мышление, логику, воображение. Именно поэтому многие так ценят палочки Кюизенера. Описание методики простое, с ним легко сможет разобраться каждый родитель. При правильном подходе любому ребенку будет интересно играть и учиться с этими наглядными пособиями.

Положительные отзывы

Палочки Кюизенера родители очень любят использовать в обучении своих детей. Вот какие положительные стороны этого изделия они выделяют:

  • неограниченный срок годности;
  • заменяет собой многие другие игры;
  • развивает логику, мелкую моторику, восприятие и концентрацию внимания;
  • позволяют активно развивать познавательную активность ребенка;
  • закладывается понятие о составе слов для еще не читающих детей;
  • легко научить малыша считать, используя зрительный, слуховой и тактильный методы.

Если вам также импонируют такие преимущества, рекомендуем задуматься о приобретении такого замечательного учебного пособия.

Отрицательные отзывы

Конечно, негативные отклики также встречаются. Но их намного меньше. Претензии предъявляются в основном следующие:

  • палочки выгорают на солнце, и их цвет искажается;
  • не всегда изготавливаются из качественных материалов;
  • некоторым приходится дополнительно докупать обучающие тетради;
  • несоответствие цены/качества.

Если для вас это важно, то не торопитесь с покупкой.

Вывод

Тысячи семей успешно используют в обучении своих детей палочки Кюизенера. Описание методики их использования помогает таким родителям эффективно их применять. Играя, ребенок сможет без особых усилий и напряжения усвоить основные механизмы счета. Такой простой метод позволяет привнести существенное разнообразие в обучение малыша.

Как вы лично можете эффективно использовать палочки Кюизенера? Описание методики, приведенное в этой статье, поможет и вам научить новому своего ребенка. Дерзайте, результат не заставит вас долго ждать.

Источник: http://fb.ru/article/333468/palochki-kyuizenera-opisanie-metodiki-tseli-i-zadachi

Игры с палочками Кюизенера

Палочки Кюизенера для развития ребенка
Добавлено 28.05.2015

Бельгийский учитель начальной школы Джордж Кюизенер (1891-1976) разработал универсальный дидактический материал для развития у детей математических способностей. В 1952 году он опубликовал книгу “Числа и цвета”, посвященную своему учебному пособию.

Палочки Кюизенера – это набор счетных палочек, которые еще называют «числа в цвете», “цветными палочками”, “цветными числами”, “цветными линеечками”.

В наборе содержатся четырехгранные палочки 10 разных цветов и длиной от 1 до 10 см. Разработал Кюизенер палочки так, что палочки одной длины выполнены в одном цвете и обозначают определенное число.

Чем больше длина палочки, тем большее числовое значение она выражает.

Выпускаемые производителями счетные палочки Кюизенера отличаются количеством, цветовой гаммой и материалом (дерево или пластмасса). Для начала можно использовать упрощенный набор из 116 палочек.

В нем 25 белых палочек, 20 розовых, 16 голубых, 12 красных, 10 желтых, 9 фиолетовых, 8 черных, 7 бордовых, 5 синих и 4 оранжевых.

Палочки Кюизенера, в основном, предназначаются для занятий с  детьми от 1 года до 7 лет.

Игровые задачи цветных палочек

Счетные  палочки Кюизенера  являются многофункциональным математическим пособием, которое позволяет “через руки” ребенка формировать понятие числовой последовательности, состава числа, отношений «больше – меньше», «право – лево», «между», «длиннее», «выше» и многое другое. Набор способствует развитию детского творчества, развития фантазии и воображения, познавательной активности, мелкой моторики, наглядно-действенного мышления, внимания, пространственного ориентирования, восприятия, комбинаторных и конструкторских способностей.

На начальном этапе занятий  палочки Кюизенера используются как игровой материал. Дети играют с ними, как с обычными кубиками, палочками, конструктором, по ходу игр и занятий, знакомясь с цветами, размерами и формами.

На втором этапе палочки уже выступают как пособие для маленьких математиков. И тут дети учатся постигать законы загадочного мира чисел и других математических понятий. 

Игры и занятия с палочками Кюизенера

1. Знакомимся  с палочками. Вместе с ребенком рассмотрите, переберите, потрогайте все палочки, расскажите какого они цвета, длины.

2. Возьми в правую руку как можно больше палочек, а теперь в левую.

3. Можно выкладывать из палочек на плоскости дорожки, заборы, поезда, квадраты, прямоугольники, предметы мебели, разные домики, гаражи.

4. Выкладываем лесенку из 10 палочек Кюизенера от меньшей (белой) к большей (оранжевой) и наоборот. Пройдитесь пальчиками по ступенькам лесенки, можно посчитать вслух от 1до 10 и обратно.

5. Выкладываем лесенку, пропуская по 1 палочке. Ребенку нужно найти место для недостающих палочек.

6. Можно строить из палочек, как из конструктора, объемные постройки: колодцы, башенки, избушки и т.п.

7. Раскладываем палочки по цвету, длине.

8. “Найди палочку того же цвета, что и у меня. Какого они цвета?”

9. “Положи столько же палочек, сколько и у меня”.

10. “Выложи палочки, чередуя их по цвету: красная, желтая, красная, желтая” (в дальнейшем алгоритм усложняется).

11. Выложите несколько счетных палочек Кюизенера, предложите ребенку их запомнить, а потом, пока ребенок не видит, спрячьте одну из палочек. Ребенку нужно догадаться, какая палочка исчезла.

12. Выложите несколько палочек, предложите ребенку запомнить их взаиморасположение

и поменяйте их местами. Малышу надо вернуть все на место.

13. Выложите перед ребенком две палочки: “Какая палочка длиннее? Какая короче?” Наложите эти палочки друг на друга, подровняв концы, и проверьте.

14. Выложите перед ребенком несколько палочек Кюизенера и спросите: «Какая самая длинная? Какая самая короткая?»

15. “Найди любую палочку, которая короче синей, длиннее красной”.

16. Разложите палочки на 2 кучки: в одной 10 штук, а в другой 2. Спросите, где палочек больше.

17. Попросите показать вам красную палочку, синюю, желтую.

18. “Покажи палочку, чтобы она была не желтой”.

19. Попросите найти 2 абсолютно одинаковые палочки Кюизенера. Спросите: “Какие они по длине? Какого они цвета?”

20. Постройте поезд из вагонов разной длины, начиная от самого короткого и заканчивая самым длинным. Спросите, какого цвета вагон стоит пятым, восьмым. Какой вагон справа от синего, слева от желтого. Какой вагон тут самый короткий, самый длинный? Какие вагоны длиннее желтого, короче синего.

21. Выложите несколько пар одинаковых палочек и попросите ребенка «поставить палочки парами».

22. Назовите число, а ребенку нужно будет найти соответствующую палочку Кюизенера  (1 – белая, 2 – розовая и т.д.). И наоборот, вы показываете палочку, а ребенок называет нужное число. Тут же можно выкладывать карточки с изображенными на них точками или цифрами.

23. Из нескольких палочек нужно составить такую же по длине, как бордовая, оранжевая.

24. Из нескольких одинаковых палочек нужно составить  такую же по длине, как оранжевая.

25. Сколько белых палочек уложится в синей палочке?

26. С помощью оранжевой палочки нужно измерить длину книги, карандаша и т.п.

27. “Перечисли все цвета палочек, лежащих на столе”.

28. “Найди в наборе самую длинную и самую короткую палочку. Поставь их друг на друга; а теперь рядом друг с другом”.

29. “Выбери 2 палочки одного цвета. Какие они по длине? Теперь найди 2 палочки одной длины. Какого они цвета?”

30. “Возьми любые 2 палочки и положи их так, чтобы длинная оказалась внизу”.

31. Положите параллельно друг другу три бордовые счетные палочки Кюизенера, а справа четыре такого же цвета. Спросите, какая фигура шире, а какая уже.

32. “Поставь палочки от самой низкой к самой большой (параллельно друг другу). К этим палочкам пристрой сверху такой же ряд, только в обратном порядке”. (Получится квадрат).

33. “Положи синюю палочку между красной и желтой, а оранжевую слева от красной, розовую слева от красной”.

34. “С закрытыми глазами возьми любую палочку из коробки, посмотри на нее и назови ее цвет” (позже можно определять цвет палочек даже с  закрытыми глазами).

35.” С закрытыми глазами найди в наборе 2 палочки одинаковой длины. Одна из палочек у тебя в руках синяя, а другая тогда какого цвета?”

36. “С закрытыми глазами найди 2 палочки разной длины. Если одна из палочек желтая, то можешь определить цвет другой палочки?”

37. “У меня в руках палочка чуть-чуть длиннее голубой, угадай ее цвет”.

38. “Назови все палочки длиннее красной, короче синей”, – и т.д.

39. “Найди две любые палочки, которые не будут равны этой палочке”.

40. Строим из палочек Кюизенера  пирамидку и определяем, какая палочка в самом низу, какая в верху, какая между голубой и желтой, под синей, над розовой, какая палочка ниже: бордовая или синяя.

41. “Выложи из двух белых палочек одну, а рядом положи соответствующую их длине палочку (розовую). Теперь кладем три белых палочки – им соответствует голубая”, –  и т.д.

42. “Возьми в руку палочки. Посчитай, сколько палочек у тебя в руке”.

43. Из каких двух палочек можно составить красную? (состав числа)

44. У нас лежит белая счетная палочка Кюизенера. Какую палочку надо добавить, чтобы она стала по длине, как красная.

45. Из каких палочек можно составить число 5? (разные способы)

46. На сколько голубая палочка длиннее розовой?.

47. “Составь два поезда. Первый из розовой и фиолетовой, а второй из голубой и красной”.

48. “Один поезд состоит из голубой и красной палочки. Из белых палочек составь поезд длиннее имеющегося на 1 вагон”.

49. “Составь поезд  из двух желтых палочек. Выстрой поезд такой же длины из белых палочек”

50. Сколько розовых палочек уместится в оранжевой?

51. Выложите четыре белые счетные палочки Кюизенера, чтобы получился квадрат. На основе этого квадрата можно познакомить ребенка с долями и дробями. Покажи одну часть из четырех, две части из четырех. Что больше – ¼ или 2/4?

52. “Составь из палочек каждое из чисел от 11 до 20”.

53. Выложите из палочек Кюизенера фигуру, и попросите ребенка сделать такую же (в дальнейшем свою фигуру можно прикрывать от ребенка листом бумаги).

54. Ребенок выкладывает палочки, следуя вашим инструкциям: “Положи красную палочку на стол, справа положи синюю, снизу желтую,” – и т.д.

55. Нарисуйте на листе бумаги разные геометрические фигуры или буквы и попросите малыша положить красную палочку рядом с буквой “а” или в квадрат.

56. Из палочек можно строить лабиринты, какие-то замысловатые узоры, коврики, фигурки.

Более подробно с методическими рекомендациями можно ознакомиться в пособии “Развивающие игры и занятия с палочками Киюзенера”.

Если предложенных игр-заданий мало, можно выкладывать разные фигуры по картинкам-схемам. Готовые схемы можно найти в книге В.Новиковой и Л.Тихоновой «Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера. Раздаточный материал”.

По данному пособию можно изготовить плоский вариант картонных палочек (вырезать их из цветной вкладки).

Если такие картонные полоски наклеить на полоски магнита – то можно будет в них играть, прикрепляя к холодильнику или магнитной доске.

Дарья Колдина

Все товары по методике Кюизенера в нашем магазине:

Палочки КюизенераПолоски КюизенераОбучающие методики

Материал к занятию:

развивающие методики

Источник: https://shkola7gnomov.ru/parrents/pedagogicheskiy_navigator/metodika_kyuizenera/id/834/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.